Аэрофлот стремительно летит. Вниз? 27.02.2019

Аэрофлот стремительно летит. Вниз?



4 февраля 2019 года крупнейший российский авиаперевозчик представил ежегодный финансовый отчет, из которого следует, что по результатам работы за 2018 год чистая прибыль компании упала в 10 раз и составила 2,8 млрд. рублей.

Падение, по мнению специалистов авиакомпании, произошло вследствие повышения цен на топливо и усиление конкуренции.

Допустим. С первым фактором вынуждены сталкиваться практически все авиакомпании. Однако относительно второй причины возникают серьезные сомнения. Известно, что Аэрофлот в настоящее время является монополистом по многим направлениям, и тут десятикратное падение. С чего бы вдруг?

«Регионы России» провели собственное расследование на эту и другие темы, связанные с деятельностью авиакомпании.

«ОТСЮДА НЕ ПУСКАЮТ, А ТУДА НЕ ПРИНИМАЮТ, НЕСПРАВЕДЛИВО, МУТОРНО, НО ВОТ…»

В конце мая 2018 года «Авиапорт.RU» на страницах своего Интернет-портала разместил результаты заседания совета директоров Аэрофлота. В материале говорилось, что «группа «Аэрофлот» станет одним из глобальных лидеров авиаперевозок и существенно повысит мобильность населения РФ». Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.

Ведь для ПАО «Аэрофлот» стать глобальным лидером авиаперевозок не так уж и сложно, особенно если нет конкурентов. По отзывам клиентов Аэрофлота, уровень обслуживания бывшего конкурента - авиакомпании «Трансаэро», в недалеком прошлом выброшенного за борт рынка авиаперевозок, в разы превосходил уровень Аэрофлота и его дочерних предприятий: авиакомпаний «Россия» и «Победа».

Кстати, последняя не так давно отличилась тем, что не пустила на борт народного артиста и кумира миллионов зрителей, которые эту самую победу и добывали в бою, Василия Ланового. Стыдно!

В конце января 2019 года информагентство РИА Новости сообщило об отмене авиакомпанией «Аэрофлот» более 130 авиарейсов, что, видимо, и должно было поспособствовать, по мнению специалистов авиаперевозчика, мобильности пассажиров – все мобилизуются и постараются попасть на неотмененные рейсы.

Новость об отмене рейсов вызвала не только серьезный резонанс в СМИ, но и интерес у правоохранительных органов. Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте начала проверку по установлению причин задержек и отмены рейсов, а также соблюдения при этом прав пассажиров и предоставления им соответствующих услуг при ожидании рейсов.

В Аэрофлоте в качестве основных причин были названы неблагоприятные метеоусловия в аэропорту Шереметьево и забота о безопасности пассажиров. Однако в эти же дни зарубежные авиакомпании не сочли нужным отменять рейсы и вылетели из аэропорта при тех же погодных условиях. Так, 26 января с 15.00 по 17.00 Аэрофлот отменил 5 рейсов, в то время как воздушные суда авиакомпаний «Польские авиалинии» и «AirBaltic» вылетели в этот же промежуток времени в соответствии с расписанием.

Только страсти улеглись по поводу масштабных отмен рейсов в конце января, и вот в середине февраля на сайте авиаперевозчика появилась новая информация об изменениях в расписании на 13 февраля: отмене 80 рейсов и изменении времени вылета еще 20 рейсов. Причина та же - неблагоприятные метеоусловия. Но почему-то «жаркие» зарубежные авиакомпании оказались в тот день более приспособленными к российским морозам и смогли вылететь.

С чем же на самом деле связана отмена рейсов? На этот счет существуют различные точки зрения. Одни полагают, что таким образом Аэрофлот пытается сократить расходы. Не желая отправлять полупустые самолеты, авиакомпания сознательно отменяла часть рейсов и вместо двух-трех полупустых самолетов отправляла один заполненный.

Другие считают, что обслуживающие компании в аэропорту Шереметьево не справляются со своими обязанностями по очистке перрона от снега, поэтому ВВП при обильных снегопадах не пригодны для взлета большого количества воздушных судов. В итоге страдает пассажир, о котором так беспокоится авиакомпания. Вот еще один пример такой «заботы».

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Для сокращения времени обслуживания транзитных пассажиров в аэропорту Шереметьево на месяц приостановили работу автоматической системы перемещения багажа между терминалами южного и северного комплекса. Причиной послужило «проведение работ по модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры аэропорта».

Модернизация, конечно, дело хорошее, а главное необходимое. Особенно, если учесть, что тоннель и года не проработал. Торжественное открытие состоялось 3 мая 2018 года.

Но уже 21 июля на сайте Аэрофлота появилась информация о сбоях в работе системы транспортировки багажа, расположенной во втором тоннеле подземного перехода.

Багаж трансферных пассажиров по старинке перемещался на грузовиках по летному полю, что вызывало задержки в его обработке.

Авиатерминалы городов прилета, куда впоследствии пересылали потерянный багаж, не способны были справиться с таким объемом. Возникала путаница. Пассажиры, выбравшие в качестве перевозчика для путешествия с пересадкой в Шереметьево авиакомпанию Аэрофлот, вынуждены были по долгу дожидаться своих чемоданов, улетев в пункт назначения без багажа.

По данным ТАСС, «сбой в системе доставки трансферного багажа в московском аэропорту Шереметьево связан с подтоплением нового межтерминального перехода».

Однако в пресс-службе аэропорта опровергли эту информацию, поясняя что «причиной данной ситуации является высокая влажность, интенсивные осадки и жара, установившиеся в Московском регионе».

И действительно, кто мог ожидать осадки и повышенную влажность в московском регионе с умеренно-континентальным климатом и высоким уровнем атмосферных осадков! Но несмотря на систематические сообщения о закупке новой современной очистительной техники, службы международного аэропорта Шереметьево похоже не в силах решить проблему снежных заносов окончательно.

Известно, что и состояние взлетно-посадочных полос в Шереметьево нельзя назвать удовлетворительным. По некоторым данным, оно не соответствует нормативам. Следовательно, аэропорт не предоставляет своим основным клиентам – авиакомпаниям - достойный уровень обслуживания, позволяющий беспрепятственно осуществлять перевозку пассажиров и груза.

А может дело вовсе не в техническом оснащении, а в правильной и грамотной организации производственного процесса? Безопасности, например.

ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ?

Претензии к сотрудникам служб безопасности аэропорта возникают уже не только у пассажиров, но и у Федеральной службы безопасности России.

В своем материале от 12.02.2019 «Life.ru» сообщил о пассажирах международного рейса, которые беспрепятственно смогли покинуть территорию аэровокзала без прохождения паспортного контроля. По мнению издания, причиной происшедшего инцидента послужил сбой в аэропортовой информационной системе «Синхрон», который привел к отсутствию сведений в системе о прибывшем рейсе. В результате пограничный наряд не прибыл к месту стоянки самолета, и восемь пассажиров покинули пункт пропуска без прохождения пограничного контроля, - сообщает LIFE.RU.

Видимо, в преддверии внедрения в Шереметьево автоматизированных пунктов пропуска без пограничников, сотрудники аэропорта решили пойти еще дальше и, «опережая время», совсем отказаться от прохождения пограничного контроля.

В свою очередь, отряд пограничного контроля ФСБ такое решение не устроило, и он завел административное дело по статье 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима государственной границы Российской Федерации» в отношении АО «МАШ». В результате, Химкинский суд оштрафовал аэропорт на 400 тыс. рублей.

Однако несмотря на постоянные сбои в работе, аэропорт Шереметьево никогда не забывает брать плату за свои услуги с авиаперевозчиков, и без того терпящих большие убытки в связи с подорожанием топлива. И это только начало. В ближайшее время аэропортовые сборы могут увеличиться.

ФАС «ПОДДЕРЖАЛА» РОССИЙСКИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ

Неожиданный подарочек для всей авиационной отрасли преподнесла недавно и Федеральная антимонопольная служба России. «ФАС России поддержала предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) об уравнивании тарифов на оказание аэропортовых услуг при выполнении международных рейсов для российских и иностранных авиаперевозчиков», сообщили «Известия».

Видимо, стараясь «поддержать» российских авиаперевозчиков и без того терпящих постоянные убытки, ФАС приняла сторону иностранных авиакомпаний. В свою очередь Минтранс России высказал свои опасения в связи с возможным повышением аэропортовых сборов для российских авиакомпаний.

«Инициатива о выравнивании тарифов на аэропортовые услуги для российских и зарубежных авиаперевозчиков вызывает опасения, связанные с возможным ростом цен на авиабилеты. Расходы авиакомпаний не должны перекладываться на пассажиров», - заявили в пресс-службе Минтранса. Но если увеличение расходов не перекладывать на плечи пассажиров, то они мертвым грузом лягут на перевозчиков, что может привести к неминуемой гибели очередной российской авиакомпании.

Вот и выходит, что над отечественными авиаперевозчиками постоянно весит некий «дамоклов меч», грозящий опуститься на головы авиакомпаний. С одной стороны, аэропорт Шереметьево строго соблюдает условия договора, с другой – госорганы, того и гляди, издадут новый приказ или примут решение отнюдь не в интересах перевозчиков.

И даже Аэрофлоту, для которого Шереметьево является базовым аэропортом – «родимым гнездом», не удалось избежать судебных тяжб с воздушной гаванью. Аэропорт с завидным постоянством подает на авиакомпанию в суд исковые заявления о неоплате долга по договорам о наземном обслуживании.

Авиаперевозчик, в свою очередь пытается привлечь в качестве эксперта Министерство транспорта РФ. Однако суд регулярно отказывает ответчику в удовлетворении ходатайства и полностью удовлетворяет требования аэропорта. Вот такая безответная любовь получается.

КЛИЕНТ НАМ НЕ ДРУГ?

Последнее время Аэрофлоту приходится бороться не только с «родным» аэропортом, но и с теми, чьи интересы авиакомпания «защищает» верой и правдой – со своими клиентами.

О борьбе авиаперевозчика с блогерами уже слагают анекдоты. Только улеглись страсти по поводу скандальной истории с генеральным директором «Аэрофлота» Виталием Геннадьевичем Савельевым и издателем «Таких дел» Дмитрием Алешковским, которого за неосторожные слова в отношении руководителя авиакомпании лишили платинового статуса участника бонусной программы, а Аэрофлот уже в эпицентре очередного скандала.

На этот раз в роли обидчика крупнейшего российского авиаперевозчика выступил блогер Руслан Соколовский, который был недоволен отношением сотрудников авиакомпании к своим клиентам, о чем в несколько нестандартной форме и сообщил в своем аккаунте в Instagram. Эмоциональный ролик, в котором блогер ругал авиакомпанию и ее сотрудников за доставленные неудобства, привлек всеобщее внимание читателей постов Соколовского и вызвал негативную реакцию со стороны руководства.

Аэрофлот не только лишил своего клиента всех бонусов программы лояльности, но и подал на блогера заявление в прокуратуру. Более 150 сотрудников авиакомпании обратились в правоохранительные органы с заявлениями о защите своей репутации.

Последняя стычка показала клиентам авиакомпании, что у Аэрофлота уже отлажена схема выявления обидчиков. В арсенале IT-разработок компании имеется специальная система мониторинга сообщений в соцсетях. И неучтивые клиенты сразу попадают в немилость – лишаются заработанных бонусов.

Зачем только Аэрофлоту нужна эта битва? Ведь как показывает мировой опыт, она далеко не всегда положительно сказывается на финансовых показателях компаний, вступивших в такую борьбу. Да и момент сейчас не самый подходящий: финансовое положение авиаперевозчика уже не выглядит таким радужным и безоблачным, как год назад. Хотя руководство Аэрофлота с маниакальным упорством отказывается в это верить. Судите сами.

Недавно РИА Новости опубликовало результаты очередного совета директоров ПАО «Аэрофлот», состоявшегося 7 февраля 2019 года под председательством Евгения Дитриха.

Особый интерес вызвала информация об уровне безопасности полетов, показатель которого в 2018 году составил 99,974%, а также улучшение коэффициента SAFA, определяемого по результатам инспекционных проверок в рамках европейской программы Safety Assessement of Foreign Aircraft.

И это при условии, что 20 ноября 2018 года под колесами воздушного судна авиакомпании погиб пассажир, который не счел нужным сесть в самолет, а отправился беспрепятственно гулять по перрону аэровокзала! Причем сотрудников Аэрофлота нисколько не удивило отсутствие на борту самолета пассажира, прошедшего на посадку.

Не забыли на заседании совета директоров ПАО «Аэрофлот» отметить успехи «дочки» - авиакомпании «Россия».

В сообщении говорится: «Ряд мероприятий проводят дочерние компании Аэрофлота. В частности, внедрение инициатив, реализуемых в классе Бизнес, позволит авиакомпании "Россия" повысить уровень продукта на приоритетных дальневосточных направлениях».

И тут невольно вспоминается переписка сотрудников авиаперевозчика и недовольного клиента с Сахалина, размещенная на странице Интернет-издания «Sakhalin.info». Цитируем:

«Вы заставляете вас выбирать, так как с Сахалина только вы и летаете. Ужасная авиакомпания», - написал сахалинец под постом авиакомпании «Россия» в официальном Instagram-аккаунте. В ответ на негативный отзыв клиента авиаперевозчик сообщил, что «направление Южно-Сахалинск – Москва - Южно-Сахалинск не имеет ограничений для перевозки пассажиров, и это не их вина, что другие компании не заходят на рынок», а также предложил сахалинцу самостоятельно обратиться к другим авиакомпаниям, имеющим дальнемагистральный флот с предложением открыть рейс на Сахалин. Послали, как говорится, дальше некуда. Сахалин, одно слово.

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Это циничный и грубый ответ, не достойный ведущего авиаперевозчика России - семикратного получателя премии Skytrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».

Но почему только Восточной Европы? Неужели крупнейшая авиакомпания России с одним из лучших воздушных флотов в мире не может претендовать на звание лучшей авиакомпании Европы?

Не так давно, 29 мая 2018 года, на заседании совета директоров сообщалось, что Группа «Аэрофлот» вошла в двадцатку крупнейших авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку и в топ-5 европейских традиционных авиаперевозчиков по доходам и пассажиропотоку. Однако уже в начале февраля 2019 года мы узнаем о десятикратном падении прибыли. Почему?

Ни для кого не секрет, что подобная ситуация может являться предпосылкой к последующей продаже компании с большой скидкой. Аналогичная ситуация уже происходила с международным аэропортом Шереметьево и с Новороссийским морским торговым портом.

И в первом, и во втором случаях владельцами предприятий становились три небезызвестных предпринимателя – Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько. По интернету уже прокатилась волна слухов о желании Аркадия Ротенберга приобрести часть государственных активов авиакомпании Аэрофлот.

Слухи это или нет, покажет только время. Реальное беспокойство вызывает новость о продаже части аэропорта. Причем в качестве покупателя главные акционеры АО «МАШ» рассматривают не только российских, но и зарубежных инвесторов.

Неужели стратегически важные объекты, такие, как аэропорты, утекают за рубеж с легкой руки российских бизнесменов, и как это скажется на дальнейшей судьбе транспортной системы нашей страны? Вопрос остается открытым.

www.gosrf.ru


Считаете ли вы, что приватизация морских и воздушных портов, авиакомпаний и служб безопасности воздушных гаваней с обязательным созданием офшорных "дочек", владеющих собственностью московских авиапортов и авиаперевозчиков, способна создать неразрешимые проблемы в самом ближайшем будущем, связанных не только с потерей управляемости сложных в техническом плане авиапортов, но и контроля безопасности полетов, пересечения государственной границы и ожидания вылетов пассажирами, так как в условиях роста цен на топливо, аэропортового сбора, стоимости второстепенных услуг, пассажиропоток будет неизменно снижаться, принося убытки предприятиям московского авиаузла и авиакомпаниям, что обязательно скажется на безопасности полетов?





  

К списку опросов

Возврат к списку

Новости

12.11.2019
Россия предложила Египту помощь в укреплении обороноспособности
Миноброны России готово помочь Египту в укреплении обороноспособности страны, заявил глава российского оборонного ведомства Сергей Шойгу.
12.11.2019
Главу ПЦУ помянули на литургии на Кипре
На литургии на Кипре патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II помянул главу «Православной церкви Украины» (ПЦУ)
12.11.2019
В США собрались сокращать добычу нефти и газа
Американские нефтегазовые компании решили сменить курс и теперь планируют сокращать как производство нефти и газа, так и свои капиталовложения.
Все новости
Слава России МАПО "Народная защита" Созидатель Русский Дом Русская народная линия КПРФ Справедлив­ая Россия Москва 3 Рим